РУС БЕЛ ENG

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Состав районной психолого-медико-педагогической комиссии в 2022/2023 учебном году

Авлас А.Д.

-

председатель комиссии (директор государственного учреждения образования «Островецкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее –Островецкий районный ЦКРОиР)

Блохина Н.В.

-

педагог-психолог Островецкого районного ЦКРОиР

Шафранская О.И.

-

учитель-дефектолог (учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед) Островецкого районного ЦКРОиР

По согласованию с Островецкой ЦРКБ

-

врач-психиатр, врач-невролог Островецкой ЦРКБ

 

          Поздно… Страшное слово. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут коренным образом изменить  жизнь ребёнка к лучшему.

Почему так происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели родители не видят трудностей, не замечают того, что  с развитием, с общением у ребёнка, мягко говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь?

Как правило, первыми обращают внимание на неполадки в  детском развитии педагоги, работающие с ребёнком. Именно они пытаются оказать какую-то помощь (если могут), направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями всё же не в силах. И вот тут-то как раз появляется тот самый камень преткновения: родители  отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. Это в лучшем случае, а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п. И, как ни прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню (педагоги просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают ситуацию на самотёк).

 Конечно, большинство родителей прекрасно видят такие проблемы.  Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них и что-то делать для их преодоления.

           Причин этому может быть огромное множество:

  • Кто-то  догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.
  • Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда  это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).
  • Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим. 
  • А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать, прикладывать усилия, надеясь, что «само рассосётся» (потому что это требует довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и иногда материальных затрат).

Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

Как убедить родителей обратиться на ПМПК?

Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка, наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и убедить обратиться за помощью в ПМПК? (Ведь основанием для оказания коррекционно-педагогической помощи или обучения по образовательной программе специального образования  является  заключение ЦКРОиР).

Во-первых, не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит. Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам воспитанников, как на самом деле у тех обстоят дела, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают.  Поэтому, пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

Для этого следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ребёнку). Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении программы, родителям помогает присутствие на некоторых занятиях. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.

Да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой занимается ребёнок, его возможностям и способностям. Конечно, очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

           Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме.  Поэтому разделяйте ответственность с родителями, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.

        В-третьих, необходимо дать родителям полную и достоверную информацию о ПМПК, процедуре обследования  и перспективах после его прохождения. Очень многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то (как правило, совершенно некомпетентного в данных вопросах), что все дети, прошедшие такую диагностику, награждаются ярлыком «дурачок», непременно отправляются в коррекционные школы, и получение дальнейшего образования становится для них невозможным.

На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить).  Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.

В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу  в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. В настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

Памятка для родителей!

 

"Как подготовить ребенка к ПМПК"

1. За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем

времени года.

2. Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдете на комиссию,

что там будут проверять знания ребенка и т.д.). Настраивайте ребенка на игровую деятельность, а школьника – на общение с педагогом.

3. Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

4. В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В

случае, если ребенок заболел, позвоните в РПМПК и попросите перенести комиссию на другой день.

5. Поскольку дети часто теряются при большом количестве взрослых, желательно при обследовании присутствие только родителей.

6. Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша и подготовить ребенка.

7. Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог.

8. При ребенке не произносите фразы "он стесняется", "он не любит учить стихи, рассказывать", "он это не умеет", "он при посторонних людях не отвечает" и т. п.

9. После комиссии обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

Желаем удачи!

свернуть