РУС БЕЛ ENG

Устав ЦКРОиР

УТВЕРЖДЕНО

Решение Островецкого

районного исполнительного комитета

25.09.2020 № 733





У С Т А В

государственного учреждения образования

«Островецкий районный центр коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации»

(новая редакция)



С Т А Т У Т

дзяржаўнай установы адукацыі

“Астравецкі раённы центр карэкцыйна-развіваючага

навучання і рэабілітацыі”

(новая рэдакцыя)

г. Островец

2020 год





ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.       Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Островецкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – учреждение), созданного в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», и иными актами законодательства Республики Беларусь.

1.2.        Учреждение является  учреждением специального образования, в котором реализуются образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Учреждение обеспечивает получение образования лицам  с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, осуществляет диагностическую, педагогическую, коррекционно-развивающую, социально-психологическую, методическую, консультативную, информационно-аналитическую деятельность и раннюю комплексную помощь.

1.3.        Учредителем Учреждения является Островецкий районный исполнительный комитет  (далее – Учредитель).

Органам государственного управления, уполномоченным управлять имуществом учреждения, является отдел образования Островецкого райисполкома (далее – Уполномоченный орган).

1.4.        Учреждение осуществляет  свою деятельность на основании                Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 № 233, Декрета Президента Республики Беларусь № 18, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», принятого Верховным Советом от 19.11.1993 года № 2570- XII, Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», принятого Верховным Советом Республики Беларусь от 11.11.1991 года № 1224-XII, инструктивно-методических документов, издаваемыми вышестоящими органами образования и другими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией, решений местных органов власти, иных актов законодательства и настоящим Уставом.

1.5.        Учреждение является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный и другие счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь гербовую печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами.

1.6.        Наименование учреждения:

на русском языке:

полное наименование: государственное учреждение образования «Островецкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

сокращенное наименование: Островецкий районный ЦКРОиР

на белорусском языке:

полное наименование: дзяржаўная ўстанова адукацыі “Астравецкі раенны цэнтр каррэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі”;

сокращённое наименование: Астравецкі раённы ЦКРНіР.

1.7.        Место нахождения учреждения: 231201, Республика Беларусь, Гродненская область, город Островец,     улица Ленинская, дом 6-1.

1.8.       Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обстоятельствам несет собственник его имущества.

1.9.       В Учреждении запрещается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная, противоречащая законодательству, деятельность религиозных организаций.

1.10.   Учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений законных представителей несовершеннолетних обучающихся во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных,культурных и государственных традиций белорусского народа.

1.11.   Учреждение может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

1.12.   Учреждение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь обеспечивает:

организацию питания для обучающихся (воспитанников) с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

охрану здоровья обучающихся (воспитанников) с особенностями психофизическогог развития;

подвоз на специально оборудованном транспорте от места жительства к месту учебы и обратно обучающихся с особенностями психофизического развития.

1.13.   Учреждение имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

1.14.   Учреждение вправе осуществлять международное сотрудничество в сфере специального образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями.

1.15.   Учреждение имеет право получать финансовую и иную помощь от различных организаций, обществ, объединений и граждан, в том числе иностранных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

1.16.   Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.                        

ГЛАВА 2

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1.        Основными целями деятельности  Учреждения являются:

обеспечение создания комплексной системы психолого-медико- педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития;

осуществление образовательной, в том числе и в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогической, диагностической, социальной, методической, консультативной и информационно-аналитической деятельности;

оказание психологической помощи.  

2.2.        Учреждение на территории Островецкого района в сфере специального образования решает следующие задачи:

своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;

реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

реализация программ ранней комплексной помощи;

охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий;

социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;

реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально;

создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

методическая помощь педагогическим работникам по реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития возможностей и жизненного самоопределения лиц с особенностями психофизического развития;

консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.

координация деятельности в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

2.3. С целью достижения поставленных задач учреждение   в соответствии с законодательством Республики Беларусь реализует следующие функции:

организует образовательный процесс;

осуществляет диагностическую деятельность;

оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

оказывает раннюю комплексную помощь;

осуществляет консультативную и методическую деятельность;

создает и ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития, осуществляет информационно-аналитическую деятельность;

оказывает социально-педагогическую  поддержку и психологическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям;

осуществляет экспериментальную и инновационную деятельность;

организует обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, которым по медицинским показаниям рекомендовано получение специального образования на дому;

проводит мероприятия, направленные на обеспечение перехода выпускников Учреждения в территориальный центр социального обслуживания населения.

2.4. Для достижения своих целей и поставленных задач учреждение образования осуществляет  виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85:

85590 – прочее виды образования, не включённые в  другие группировки;

86210 – общая врачебная практика;

68901 –деятельность по охране здоровья, осуществляемая работниками, имеющими среднее специальное медицинское образование;

88910 – дневной уход за детьми;

99990 – прочие социальные услуги без обеспечения проживания, не включенные в другие группировки.

2.5. Отдельными видами деятельности, перечень которых определен законодательством Республики Беларусь, учреждение  может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение     лицензии, возникает с момента   получения   лицензии   или   в указанный в ней срок и прекращается по  истечению срока её   действия, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

2.6. Учреждение может изыскивать внебюджетные средства для укрепления материально-технической базы.

2.7. Учреждение может оказывать платные коррекционно-реабилитационные, психологические, медицинские услуги (консультации, лекции и другие) по запросам организаций и физическим лицам в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

2.8. Для проведения диагностической, консультативной, социально-педагогической, реабилитационной и ремонтно-хозяйственной работы в Учреждение при необходимости могут приглашаться специалисты с почасовой оплатой труда.

ГЛАВА 3

СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Учреждение  формирует свою структуру в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом.

3.2. Учреждение может иметь в своей структуре структурные подразделения.

3.3. Учреждение может иметь учебно-опытный участок (хозяйство), учебно-производственную мастерскую и иные структурные подразделения, положения о которых утверждаются руководителем учреждения и деятельность которых обеспечивает реализацию целей и задач стоящих перед учреждением.

3.4. Учебно-опытный участок (хозяйство), учебно-производственная мастерская создаётся в целях осуществления элементарной трудовой подготовки учащихся с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, в процессе которой у них формируются трудовые навыки и умения, необходимые для самостоятельной жизни и социализации, реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

ГЛАВА 4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Целью диагностической деятельности является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

4.2.  Сведения о ребёнке с особенностями психофизического развития в учреждение предоставляются организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений и с согласия законного представителя.  

4.3. Специалистами учреждения осуществляется углубленное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью организации индивидуально ориентированного учебно-воспитательного процесса, создания коррекционно-реабилитационных программ развития, определения образовательного маршрута на диагностической основе.

4.4. Комиссия осуществляет с согласия и в присутствии законного представителя психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития по инициативе:

законного представителя;

учреждения социального обслуживания;

учреждения образования;

организация здравоохранения.

4.5. В соответствии с п.2 ст.265 Кодекса Республики Беларусь об образовании в учреждении создается приказом Уполномоченного органа и главного врача центральной районной больницы психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития.  

4.6.        В состав ПМПК включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское образование, прошедшие специальные курсы повышения квалификации, что подтверждается соответствующим документом об образовании установленного образца.

4.7.        Директор учреждения является председателем ПМПК и несет ответственность за ее деятельность.

4.8. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости (по запросу) и в соответствии с графиком. ПМПК действует в течение учебного года, начиная с 1 сентября.

4.9. ПМПК может проводить обследование в центре, учреждениях образования общего типа, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, учреждениях социального обслуживания (при наличии запроса учреждении социального обслуживания), на дому в случаях, если ребенок по состоянию здоровья не может явиться в учреждение или это ребенок раннего возраста.

При организации выездных заседаний в состав ПМПК дополнительно могут вводится специалисты узкого профиля из сфер образования и здравоохранения.

4.10. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования.

4.11. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

 выписка из медицинских документов;

 медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учёта);

 педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

4.12. В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливается структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификации путём:

изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;

выявление вторичных по своей природе отклонений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;

определение соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;

оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.

4.13. Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем учреждения, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение Учреждения, содержащее: 

описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

4.14. Заключение учреждения при наличии письменного согласия законного представителя является основанием для принятия решения Уполномоченным органом о направлении ребенка в учреждения, обеспечивающие получение специального образования, коррекционно-педагогической помощи, или об организации его обучения на дому.

4.15. Специалисты учреждения разъясняют законным представителям права, которыми они владеют, в том числе права относительно доступа к информации об обучении ребенка и права на проведение психолого-медико-педагогического обследования. Согласие законных представителей с выбором формы специального образования ребенка оформляется письменно.

4.16. Законному представителю ребенка с особенностями психофизи­ческого развития в случае его несогласия с обучением и воспитанием ребенка по образовательной программе специального образования, рекомендованной центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

4.17. Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении учреждения и подписывается этим законным представителем и руководителем учреждения, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – членами комиссии.

4.18. В случаях несогласия с заключение учреждения по результатам первичного обследования ребенка, его повторное обследование проводится в Гродненском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в случае несогласия с заключением данного учреждения – другом областном (города Минска) центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по заявлению и выбору законных представителей.

4.19. Заключения областных (города Минска) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по результатам повторного обследования могут быть обжалованы законными представителями в порядке, установленном законодательством.

4.20. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития, обучающихся и воспитывающихся в учреждения, обеспечивающих получение специального образования, проводится с периодичностью не реже одного раза в два года в случаях:

наличия у ребёнка сложного физического и (или) психического нарушения;

наличие у ребёнка статуса ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

4.21. Обследование проводится в обязательном порядке:

при переводе ребенка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения и воспитания в учреждения образования общего типа;

при принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

4.22. Учреждение может направлять запрос в организации здравоохранения о предоставления списков детей с особенностями психофизического развития для оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи.

4.23. Специалистами может осуществлятся оперативная психолого-педагогическая помощь с выездом в учреждения образования и в учреждения социального обслуживания с целью проведения обследования, консультирования и выработки рекомендаций, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в отношении ребенка с особенностями психофизического развития.

4.24.  В рамках диагностической деятельности Учреждение с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.

ГЛАВА 5

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. В учреждении осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

5.2. Вопросы организации образовательного процесса (формы организации, организация обучения по четвертям, продолжительность каникул, наполняемость групп, классов, аттестация обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями) регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

5.3. Исходя из существующих условий, учредитель может устанавливать меньшую наполняемость класса, группы.

5.4. В класс, группу принимаются обучающиеся на основании следующих документов:

заявления законного представителя воспитанника;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

5.5. противопоказаниями к приёму в стационарный класс, группу являются:

все заболевания в остром периоде;

все заболевания, требующие стационарного лечения;

инфекционные и паразитные заболевания до окончания срока изоляции;

бациллоносительство (инфекционные и паразитарные болезни);

туберкулёз;

новообразования (злокачественные);

эпилепсия с частыми судорожными припадками (ненконтролтируемая лекарственными средствами)

5.6. Образовательный процесс в учреждении организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся определяется Уполномоченным органом учреждения в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 6 до 8 часов, 9 - 10,5 часа, 12 часов.

5.7. Образовательный процесс начинается с 1 сентября. Окончание учебного года, продолжительность каникул, содержание образования регламентируется стандартами специального образования, учебными планами, учебными программами специального образования, порядок утверждения которых осуществляется в соответствии с законодательством. Для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями дошкольного возраста устанавливаются летние каникулы.

5.8. В период каникул дети дошкольного возраста посещают Учреждение. Основное время в режиме дня отводится физкультурным и музыкальным развлечениям, подвижным играм, физическим упражнениям (предпочтительно на свежем воздухе), прогулкам, экскурсиям, тематическим праздникам, продуктивным видам деятельности. В зимнее-весеннее каникулярное время обязательно проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В летний период по согласованию с Органом управления устанавливается время для проведения текущего ремонта здания Учреждения. В этот период по согласованию с родителями дети учреждение не посещают.

5.9. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель в соответствии с учебным планом Учреждения для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

5.10.  При организации образовательного процесса учебные занятия в группе проводят:

учитель-дефектолог – по образовательным областям "Коммуникация", "Сенсорная стимуляция", "Предметная деятельность", "Игра";

воспитатель - по образовательным областям "Самообслуживание", "Я и мир", "Изобразительная деятельность".

5.11. Учебные занятия по образовательным областям "Музыкально-ритмические занятия", "Адаптивная физкультура" проводятся  при наличии штатных единиц музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников, при отсутствии – воспитателем дошкольного образования.

 В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель.

5.12. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом.

Коррекционная работа по развитию моторики, формированию и закреплению навыков самообслуживания у воспитанников проводится учителем-дефектологом как индивидуально, так и во время выполнения воспитанниками гигиенических процедур, приема пищи, одевания на прогулку и другой деятельности, предусмотренной режимом дня, а также на музыкально-ритмических занятиях и занятиях по адаптивной физкультуре.

5.13. Обучение в Учреждении осуществляется на русском языке.

5.14. Учебные занятия в классе с первого года обучения и до выпуска детей проводит учитель с высшим специальным (дефектологическим) образованием. Ставка классов 20 часов в неделю.

5.15. Продолжительность занятий в первом классе составляет 35 мин., в остальных классах – 45 мин.

Уроки физкультуры, музыкально-ритмические занятия, трудовое обучение могут вести другие специалисты.

5.16. В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях дети старше 8 лет, которые ранее нигде не обучались.

5.17. В случае если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I - V классов или учащихся V - IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек. При этом объем учебных часов устанавливается по наибольшему объему часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе.

5.18. Организация учебно-воспитательного процесса в учреждении осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также учебным планом и учебными программами специального образования, порядок утверждения которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5.19. На основе соответствующих планов специального образования Учреждение разрабатывает соответствующие учебные планы на текущий учебный год, согласовываемые с Уполномоченным органом. В случае, когда ребенок не способен усвоить учебный план учреждения, на основании заключения ПМПК составляется индивидуальный учебный план, который также согласовывается с Уполномоченным органом.

5.20. Коррекционные занятия по учебному плану учреждения для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводит учитель с группой учащихся или индивидуально по отдельному расписанию.

5.21. Для проведения коррекционных занятий класс делится на группы при наполняемости класса не менее 4 учащихся. Группы формируются с учетом возраста учащихся, характера и степени тяжести имеющихся физических и (или) психических нарушений.

5.22. Количество часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, может перераспределяться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей учащихся, их возраста и состава коррекционных занятий, которые определены в учебном плане учреждения для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Решение о перераспределении часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, принимается педагогическим советом учреждения.

5.23. Для проведения музыкально-ритмических занятий с воспитанниками и учащимися в Учреждении предусматриваются аккомпаниаторские часы (100% учебного времени).

5.24. В учреждении для обучающихся организуются объединения по интересам исходя из их возможностей, желаний и состояния здоровья. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными.

5.25. В случае, когда ребенок не может освоить специальную учебную программу, на ее основе специалистами Учреждения разрабатывается индивидуальная программа обучения, утверждаемая директором учреждения.

5.26. Для обучающихся, которые переводятся с условий получения специального образования на дому на обучение в учреждение или для которых впервые организуется образовательный процесс в условиях Учреждения, по решению ПМПК предусматривается период адаптации от 1 до 3 месяцев. Период адаптации позволяет минимизировать страх, напряжение и психологический дискомфорт у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями и постепенно подготовить их к обучению в новом коллективе сверстников и взрослых. Режим пребывания обучающихся на период адаптации определяется уставом и согласуется с законным представителем. Содержание обучения и перечень мероприятий на период адаптации определяются индивидуальной учебной программой, которая разрабатывается и утверждается руководителем учреждения.

5.27. При необходимости, когда в составе группы, класса есть дети, неспособные самостоятельно передвигаться, или дети, за которыми требуется постоянный контроль взрослых в связи с особенностями поведения, которое опасно для окружающих, на уроке (занятии) может быть организована одновременная работа учителя и одного-двух специалистов учреждения (воспитатель, воспитатель дошкольного образования, педагог-психолог, педагог социальный и др.). Ставка воспитателя, воспитателя дошкольного образования составляет 25 часов в неделю.

5.28. Детям дошкольного и школьного возраста, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать занятия, педагоги  организуют получение образования на дому.

5.29. При наличии соответствующей материально-технической базы, необходимой для устройства мастерских, участков (хозяйств), других объектов в учреждении может осуществляться элементарная трудовая подготовка детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, в процессе которой у них формируются элементарные трудовые навыки и умения, необходимые для самостоятельной жизни.

5.30. Денежные нормы расходов на питание детей дошкольного и школьного, обучающихся в стационарных группах, классах, определяются нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь. Питание детей сверх денежных норм, установленных Министерством образования Республики Беларусь, по решению Попечительского совета доплачивается за счет родительских средств.

5.31. В летнее время для детей, занимающихся в Учреждении, может организовываться отдых в оздоровительном лагере при Учреждении. Для работы с детьми в лагере привлекаются педагоги, помощники воспитателей и другие сотрудники Учреждения, родители и волонтеры. Открытие и режим функционирования лагеря устанавливается Уполномоченным органом.

5.32. Срок получения образования в Учреждении составляет 9 лет.

5.33.  Выпускник Учреждения, закончивший обучение, получает свидетельство о специальном образовании.

ГЛАВА 6

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

 

6.1. Учреждение оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

6.2. Зачисление лиц с особенностями психофизического развития для получения коррекционно-педагогической помощи осуществляется по результатам диагностической деятельности учреждения и на основании заявления их законных представителей.

6.3. Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности  ребёнка.

6.4. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается учителем-дефектологом в форме коррекционных занятий индивидуально, с группой или подгруппой лиц с особенностями психофизического развития.

6.5.В группы объединяются лица с особенностями психофизического развития со сходными нарушениями и, как правило, одного возраста.

6.6. В зависимости от характера нарушения развития могут быть сформированы следующие группы для лиц:

с нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

6.7. Для лиц с аутистическими нарушениями и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью показаны индивидуальные коррекционные занятия.

6.8. Наполняемость группы составляет 5 – 6  человек, подгруппы – 2  – 3 человека.

 6.9. Продолжительность индивидуальных занятий (в зависимости от возраста ребенка и вида нарушения) составляет 15 – 30 мин., групповых занятий – 25 – 45 мин.

 6.10. Для детей с детским церебральным параличом, не передвигающихся самостоятельно,  возможно проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30 – 45 минут.

 6.11. Занятия проводятся по расписанию, утвержденному руководителем Учреждения. Периодичность посещения занятий – 2 – 3 раза в неделю.

6.12. Содержание коррекционных занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается руководителем учреждения.

6.13. Работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводят педагогические, медицинские и иные работники Учреждения с целью социальной адаптации, улучшения качества жизни, формирования необходимых способностей, умений и навыков у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, обеспечивающих им максимально возможную независимость и самостоятельность в жизни.

6.14. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляется посредством организации их творческой деятельности, физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширения социальных связей, мероприятий по восстановлению и (или) компенсации утраченных или нарушенных функций организма, иных видов социальной реабилитации.

6.15. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями включает комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма, уровня самообслуживания, общения и создания оптимальных условий для их интеграции в общество:

эрготерапевтические мероприятия по подбору и индивидуальной адаптации технических средств социальной реабилитации;

мероприятия по развитию творчества, физической культуры, организации культурного досуга.

6.16. Мероприятия по развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляются при наличии медицинской лицензии путем проведения массажа, лечебной физкультуры, гидрокинезотерапии, физиотерапевтических процедур и другого.

6.17. Работа по физической реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическим нарушениями проводится инструктором-методистом по физической реабилитации (инструктором по лечебной физкультуре).

6.18. Отчисление обучающихся с особенностями психофизического развития из Учреждения может проводиться в течение года в случае, если нарушение развития исправлено или сформированы компенсаторные способности, приведшие к ослаблению выявленного нарушения развития, изменения места жительства.

ГЛАВА 7

РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ

7.1. В Учреждении осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или учреждении.

7.2. Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения с максимальным сокращением разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи.

7.3. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в учреждении создается кабинет ранней комплексной помощи.

В кабинете создается адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.

7.4. В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки Учреждением индивидуальных программ ранней комплексной помощи.

7.5. Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники Учреждения при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в  котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на  основе  индивидуальной  программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем учреждения.

Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем учреждения.

7.6. Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2 – 3 раза в месяц и включает:

занятие непосредственно с ребенком;

консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;

обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;

оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.

Общая продолжительность занятия составляет 1 час.

7.7. В Учреждении проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 – 3 раза в неделю.

7.8. В учреждении могут открываться группы для детей с особенностями психофизического развития старше двух лет по возможности со сходными нарушениями. В группе устанавливается гибкий режим функционирования 2 – 5 раз в неделю с временем пребывания детей до 4 часов в день. Наполняемость группы составляет 2 – 4 человека.

7.9. Режим функционирования группы определяется учредителем Учреждения в соответствии с запросами законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.

ГЛАВА 8

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

8.1. В Учреждении  организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития, их законными представителями, педагогическими работниками. 

    8.2. Консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития проводится:

    по запросу законного представителя;

    при возникновении трудностей в обучении, межличностном взаимодействии со сверстниками;

    после завершения реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи или завершения мероприятий по оказанию коррекционно-педагогической помощи;

    при возникновении проблем относительно перспектив социализации, будущей профессиональной деятельности и др.

8.3. Консультативная деятельность, которая проводится с законными представителями лиц с особенностями психофизического развития, нацелена на повышение их осведомленности об индивидуальных особенностях обучающихся, гармонизацию детско – родительских отношений в семье, формирование у них готовности к активному участию в работе по оказанию коррекционно - педагогической помощи, а также на повышение ответственности за воспитание детей.

8.4. Консультирование педагогических работников учреждений образования проводится по вопросам выявления трудностей у воспитанников и учащихся, осуществления педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания по реализации образовательных программ специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи.

8.5. Для руководителей учреждений образования организуются консультации по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, создания адаптивной образовательной среды, необходимой для освоения лицами с особенностями психофизического развития содержания соответствующих их возможностям образовательных программ специального образования, и условий для их социализации и полноценной интеграции в общество.

ГЛАВА 9

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9.1.            Учреждение   осуществляет     методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед учреждением.

9.2.            Содержание методической деятельности обеспечивает:

методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического  развития;

методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста;

оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;

своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;

сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования;

выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

9.3.        Методическая деятельность   в   учреждении     проводится с целью расширения, обогащения профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников в учреждении, а также с целью разработки индивидуальных учебных программ для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, программ ранней комплексной помощи и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности ПМПК.

9.4.        Методическая деятельность по сопровождению интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования, включает оказание методической помощи работникам в вопросах:

комплектование и распределение педагогической нагрузки в классах, группах интегрированного обучения и воспитания;

составления учебных планов специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования на текущий год, определения первоочередных задач коррекции физических и (или) психических нарушений применительно к каждому обучающемуся с особенностями психофизического развития;

осуществления динамического наблюдения за познавательным и личностным развитием обучающихся с особенностями психофизического развития;

налаживания эффективного и дружественного взаимодействия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса и др.

9.5.        Учреждение       может     создать  ресурсную комнату или кабинет учебного оборудования, которое может передаваться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, во временное пользование лицам с особенностями психофизического развития, а также при необходимости учреждениям, обеспечивающим получение специального образования.

9.6.         В Учреждении создается библиотечный фонд учебной, методической и детской литературы. Создание, пополнение, обновление, учет, сохранение и использование библиотечного фонда осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством образования.

ГЛАВА 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10.1. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлена на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи.

10.2.  Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обеспечивает формирование у участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, содействует предупреждению и преодолению конфликтов между ними, помогает жизненному самоопределению лиц с особенностями психофизического развития и содействует профилактике у них эмоциональных и поведенческих нарушений.

10.3. Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи осуществляется в виде:

психологической коррекции;

консультирования;

психологической профилактики;

психолого-педагогического просвещения.

10.4. В рамках оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи проводится психологическая диагностика, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников учреждения в территориальный центр социального обслуживания населения с целью предупреждения или максимального снижения психологического дискомфорта и создания благоприятных условий для их адаптации в новой жизненной ситуации.

ГЛАВА 11

 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

11.1. Информационно-аналитическая деятельности направлена на решение следующих вопросов:

создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

разработка на основе банка данных прогнозов потребности лиц с особенностями психофизического развития в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, оптимизации сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания;

сбор, накопление и систематизация справочных и информационно - аналитических материалов;

информационно-просветительская деятельность по актуальным проблемам специального образования.

11.2. Информационно-аналитическая деятельность Учреждения обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования региона.

ГЛАВА 12

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

12.1.  К участникам коррекционно-образовательного процесса в  Учреждении относятся:

обучающиеся и воспитанники с особенностями психофизического развития, посещающие Учреждение;

законные представители детей, посещающих занятия в Учреждении;

специалисты и иные работники, осуществляющие деятельность в Учреждении.

12.2. Учреждение обеспечивает соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы

12.3. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с требованиями учебных планов и программ специального образования.

12.4. Образовательный и воспитательный процесс в Учреждении основывается на научном и педагогически обоснованно выборе форм, средств, методов обучения и воспитания и могут осуществляться по индивидуальным учебным планам и программам.

12.5. Языком обучения и воспитания в Учреждении является русский язык.

12.6. Права и обязанности Учреждение:

12.6.1. Учреждение имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

12.6.2. Учреждение обязано обеспечить:

получение образования лицам с тяжёлыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями;

оказание психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;

 подбор, приём и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

 разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка;

меры социальной защиты обучающихся и воспитанников;

создание необходимых условий для организации  питания и медицинской помощи;

подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

учреждение исполняет иные обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.

12.7. Права и обязанности обучающихся и воспитанников:

12.7.1. права обучающиеся и воспитанников:

получение бесплатного образования и коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями;

переход в другое  учреждение образования, если на это имеется согласие родителей или лиц, их замещающих, с учетом состояния здоровья и рекомендаций Учреждения.

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в Учреждении;

бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию физических и (или) психических нарушений в Учреждении, обеспечивающем получение специального образования.

создание специальных условий при получении образования и коррекционно-педагогической помощи с учетом имеющихся особенностей психофизического развития.

обучение  и коррекционно-педагогическую помощь по индивидуальным планам и программам в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями, техническим и реабилитационным оборудованием, предназначенным для коррекции или исправления имеющихся недостатков в физическом и (или) психическом развитии;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса

подвоз на занятия в учреждение   на специально оборудованном транспортном средстве.

12.7.1.10. иные права обучающихся и воспитанников устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом, а также локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

12.7.2. Обязанности обучающихся и воспитанников:

выполнять требования учебных планов и программ;

соблюдать Устав и правила внутреннего трудового  распорядка учреждения;

иные права обучающихся и воспитанников устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом, а также локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.

12.8. Основные права и обязанности законные представителей обучающихся (воспитанников):

12.8.1. законные представители обучающихся (воспитанников) имеют право на:

получение полной и достоверной информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического обследования ребенка и его результатах;

присутствие при проведении  психолого-медико-педагогического обследования ребенка, обсуждение результатов обследования;

пересмотр заключения учреждения в порядке, установленном  Кодексом Республики Беларусь об образовании;

выбор учреждение образования, форму получения специального образования с учетом рекомендаций Учреждения;

участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;

получение консультаций и посещение организуемых учреждением занятия в целях приобретения специальных знаний по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

защиту прав и законных интересов обучающихся (воспитанников).

12.8.2. законные представители обучающихся (воспитанников) обязаны:

 создать необходимые условия для развития, обучения и воспитания, получения образования детьми с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, укрепления здоровья, их социальной адаптации и интеграции в обществе.

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

быть ответственными за здоровье своих детей и здоровье окружающих;

выполнять рекомендации специалистов Учреждения по вопросам обучения и воспитания их детей;

не допускать случаев пропусков занятий их детьми без уважительных причин;

контролировать состояние внешнего вида своего ребенка;

посещать родительские собрания класса, группы и общие собрания Учреждения;

бережно относиться к имуществу Учреждения, соблюдать чистоту в помещении Учреждения и на его территории;

возмещать ущерб, причиненный его ребенком в результате халатного отношения или умышленной порчи имущества;

искоренять у детей вредные привычки, случаи аморального поведения, воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

законные представители обучающихся (воспитанников) могут нести иные обязанности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими актами законодательства.

12.9. Педагогические работники должны иметь специальную профессионально-педагогическую подготовку. Требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.

12.10. Медицинские работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования, должны иметь специальную медицинскую подготовку. Требования к медицинским работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

12.11. Помощники воспитателя и иные работники оказывают помощь в организации процесса воспитания и обучения лиц с особенностями психофизического развития. Требования к помощникам воспитателя и иным работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

12.12. Работу по всем направлениям деятельности Учреждения могут организовывать и проводить следующие специалисты:

диагностическая и консультативная работа – врач-психиатр, учителя-дефектологи, педагог-психолог и другие;

коррекционная работа – учителя-дефектологи, педагог-психолог и другие;

реабилитационная работа – медицинская сестра, учителя-дефектологи и другие;

учебно-воспитательная работа – учитель, воспитатель, педагог социальный и другие;

методическая работа – специалисты учреждения;

информационно-аналитическая работа – педагог социальный, библиотекарь и другие.

12.13. Педагогические работники имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения;

участие в управлении Учреждением;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определённых Правительством Республики Беларусь;

иметь установленную нормативами педагогическую нагрузку;

проведение учителями-дефектологами коррекционно-развивающей, консультативной, методической, диагностической работы осуществляется в пределах тарифицируемых часов;

повышение квалификации в порядке, установленном законодательством;

аттестацию в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь.

12.14.  Специалисты и иные работники имеют право на:

объединение в профсоюзные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

получать гарантированный государством уровень заработной платы в соответствии с образованием и квалификацией, а также сложностью выполняемых работ в порядке и на условиях определённых Правительством Республики Беларусь;

трудовой и социальный отпуск в соответствии с законодательством;

получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством;

материальное и моральное поощрение за успехи в работе;

избираться и быть избранными в органы самоуправления.

12.15. Педагогические работники обязаны:

осуществлять образовательную деятельность с соблюдением специальных условий, необходимых для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

нести ответственность за эффективность образовательного процесса и коррекционной работы;

сохранять профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребёнку;

осуществлять свою деятельность во взаимодействии с организациями здравоохранения и социальной защиты;

повышать свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство, проходить аттестацию.

12.16. Специалисты и иные работники обязаны:

соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего распорядка, правовые, нравственные и этические нормы.

уважать честь и достоинство обучающихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном Министерствлом здравоохранения Республиким Беларусь

осуществлять свою деятельность с соблюдением прав лиц с особенностями психофизического развития при гуманном к ним   отношении.

исполнять приказы и указания директора Учреждения, решения, принятые педагогическим коллективом.

трудовые взаимоотношения с работниками Учреждения  строятся на основе действующего законодательства.

12.17. Другие права и обязанности  специалистов и иных работников учреждения определяются  их должностными  инструкциями.

ГЛАВА 13

УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ

13.1.  Непосредственное управление учреждением осуществляет директор, который назначается на должность на условиях трудового договора (контракта) и освобождается от занимаемой должности Уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

13.2. Директор Учреждения:

действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;

представляет интересы учреждения образования в отношениях с государственными органами Республики Беларусь, юридическими лицами, другими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

имеет право открывать счета в банках в пределах своей компетенции;

издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения образования;

заключает договоры от имени учреждения образования;

в пределах своей компетенции директор учреждения осуществляет прием на работу, подбор, расстановку и увольнение педагогических, медицинских и других работников, утверждает их должностные инструкции, издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках;

 утверждает с Уполномоченным органом структуру и штатное расписание учреждения образования;

в соответствии с законодательством Республики Беларусь применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания к работникам учреждения;

в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь, Уставом Учреждения  распоряжается имуществом и несет персональную ответственность за сохранность имущества и его эффективное  использование;

выступает стороной от лица нанимателя в коллективных договорах с   работниками учреждения;

обеспечивает точное соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, отвечает за организацию работы по охране труда и технике безопасности;

создает благоприятные условия для развития индивидуальных склонностей, особенностей детей, творческой работы педагогических и медицинских работников, применения ими передовых форм и методов воспитания и обучения, проведения педагогических экспериментов;

совместно с учреждениями образования и охраны здоровья организовывает профилактическую работу по вопросам предупреждения отклонения развития детей;

организует работу с родителями и общественностью, отвечает за международные связи учреждения;

непосредственно и через своих заместителей обеспечивает точное соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности Учреждения;

осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

13.3. Для обеспечения уставной деятельности директор учреждения формирует персонал сотрудников следующих категорий:

педагогической;

административно-хозяйственной;

медицинской;

обслуживающей.

13.4. Работу по всем направлениям деятельности учреждения  могут организовывать и проводить следующие специалисты:

диагностическую и консультативную работу – врачи (психиатр, психотерапевт, офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, реабилитолог и др.), учителя-дефектологи (учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), педагоги-психологи, педагог социальный и другие;

коррекционно-педагогическую  помощь и социальную реабилитацию – учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагог социальный, психотерапевт, медсестра по массажу и другие;

реабилитационную работу – медицинские сестры (медсестра физиопроцедурного кабинета, медсестра кабинета водолечения, медсестра кабинета теплолечения, медсестра функциональной диагностики, медсестра-диетолог и другие), врачи-специалисты (травматолог, ортопед, физиотерапевт, врач функциональной диагностики и другие), учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагог социальный, инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), врач-реабилитолог и другие;

учебно-воспитательную работу – заместитель директора по основной деятельности, учителя всех специальностей, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, помощники воспитателей, музыкальные работники и другие педагогические работники;

социально-психологическую поддержку и психологическую помощь – педагоги-психологи, психотерапевт, педагог социальный, сексолог, нарколог и другие;

методическую работу – заместитель директора по основной деятельности или методической работе, методист, учителя, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагог социальный;

информационно-аналитическую работу – инженер-программист, заместитель директора, методист, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагог социальный, библиотекарь и другие.

13.5. Иные полномочия директора Учреждения устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

13.6. Основным органом самоуправления Учреждения является Совет, который возглавляет директор. Компетенция, состав и организация деятельности совета определяется положением о Совете учреждения образования, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь.

13.7. В Учреждении могут создаваться попечительский совет, родительский комитет. Порядок создания и функционирования органов самоуправления определяется Министерством образования Республики  Беларусь.

13.8.Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется в порядке,  определенном Министерством образования Республики Беларусь.

13.9. Учреждение может оказывать платные коррекционно-реабилитационные, психологические, медицинские услуги (консультации, лекции и другие) по запросам предприятий, организаций и учреждений, физическим лицам в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 14 

ИМУЩЕСТВО И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

 14.1.   Имущество учреждения находится в коммунальной собственности Островецкого района и принадлежит Уполномоченному органу на праве оперативного управления.

Владение, использование и распоряжение эти имуществом учреждение осуществляет в пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь.

14.2. Учреждение не вправе без согласия Учредителя отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом приобретенным за счет средств, выделенных, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

14.3.  Имущество учреждения составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в балансе.

14.4. Материально-техническое обеспечение Учреждения формируется по действующим нормативам с учетом государственных минимальных социальных стандартов на обучение учащихся с особенностями психофизического развития.

14.5.  Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного ребенка для данного типа и вида учреждения образования. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.

14.6.  Дополнительными источниками финансирования являются:

доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, аренды помещений;

добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

средства попечительского совета;

безвозмездная (спонсорская) помощь;

иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

14.7. Учреждение может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета. Стоимость дополнительных услуг определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

14.8. Денежные средства, полученные от хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают на расчетный счет учреждения образования, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

14.9. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукции и услуг населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

ГЛАВА 15

УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

15.1. Учреждение осуществляет оперативный  учет результатов деятельности, представляет в установленном порядке отчетность уполномоченному органу.

15.2. Бухгалтерский учет осуществляется государственным учреждением «Островецкий районный центр для обеспечения деятельности учреждений сферы образования» на основании заключенного договора об оказании услуг для обеспечения деятельности учреждения.

15.3. Государственный контроль за обеспечением качества специального образования осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с требованиями вышестоящих органов Республики Беларусь.

15.4.  Письменная отчетность вышестоящим органам управления образования предоставляется в соответствии с требованиями вышестоящих органов Республики Беларусь.

15.5. Ревизия деятельности Учреждения проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

15.6. Учреждение ведет архивное дело и делопроизводство в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 16

 РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

16.1. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидация Учреждения осуществляется по решению Учредителя или суда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

16.2. Учреждение может быть ликвидирован по решению:

учредителя, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

хозяйственного суда, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

регистрирующего органа, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

16.3. Порядок и процедура ликвидации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

16.4. Учреждение считается ликвидированным с даты внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

16.5. В случае прекращения деятельности учреждения, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения, Уполномоченный орган принимает меры по переводу воспитанников с согласия законных представителей воспитанников в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 17

 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 

17.1. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь.

17.2. Учреждение имеет право по согласованию с Уполномоченным органом устанавливать прямые связи с органами управления образования и специальными учреждениями и физическими лицами зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации образовательного процесса, проведения совместных мероприятий (конференций, семинаров).

17.3. Учреждение вправе по согласованию с Уполномоченным органом заключать соглашения с иностранными учреждениями (общеобразовательными) об обмене педагогическими работниками, о создании совместных (ассоциированных) учреждений.

17.4. Международное сотрудничество учреждение осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

свернуть