РУС БЕЛ ENG

Развитие детей 0 - 1 года

От 0 до 3 месяцев

    1. Стимуляция познавательного развития

   -        Способствовать установлению контактов с окружающим миром.

   -        Развивать координированные движения глаз.

   -        Вызывать поисковые предметно-направленные действия, связанные с установлением источника звука, при   возникновении звуковых раздражителей.

   -        Вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь.

   -        Обогащать тактильную чувствительность рук.

    Сенсомоторное развитие:

   -        Учить всматриваться в игрушку, следить взглядом за игрушками.

   -        Учить замечать игрушку в разных положениях (лежа на спине, животе с опорой на руки и предплечья, на     боку, на руках у взрослого).

   -        Учить следить за перемещением крупных объектов (человека, животных).

   -        Привлекать внимание к звукам погремушки, учить поворачивать голову в сторону звука.

   -        Учить тянуть руки к подвешенным игрушкам, захватывать, притягивать, удерживать погремушки.

  -        Стимулировать кожную чувствительность.

     2. Стимуляция эмоционального развития

   -        Учить улыбаться, двигаться при виде близкого человека, слыша его голос, рассматривая игрушку, в ответ   на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

   -        Учить привлекать к себе внимание улыбкой, движениями, криком.

   -        Привлекать внимание к говорящим людям, учить улыбаться в ответ на негромкие возгласы и различную    мимику взрослого.

   -        Учить членораздельным звукоподражаниям в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки.    

    3. Социальное развитие

   -        Приучать к четкому ритму ночного и дневного сна.

   -        Учить пить губами с ложки воду.

   -        Формировать положительное отношение к водным процедурам.  

    4. Физическое развитие

   -        Учить удерживать голову лежа на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого.

   -        Учить двигать руками, ногами, выпрямлять их, хватать руками и удерживать игрушки, поворачивать голову   в разные стороны.

   -        Учить приближать руки к лицу и рассматривать их.

   -        Учить поддерживаемым взрослым под мышки выпрямлять согнутые ноги, отталкиваться от опоры,         опираться на всю ступню.

  От 3 до 6 месяцев

   1. Стимуляция познавательного развития

   -        Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

   -        Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.

  Сенсомоторное развитие:

-        Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.

-        Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.

-        Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.

-        Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).

-        Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).

-        Учить подражать движениям взрослого: похлопывать, стучать, сжимать, трясти игрушкой.

-        Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.

-        Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).

-        Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.

-        Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).

2. Стимуляция эмоционального развития

-        Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша знакомую мелодию, веселым играм со взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!»)

-        Учить смеяться, подражая смеху других людей; подражать мимике, голосовым интонациям взрослого.

3. Речевое развитие

-        Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.

-        Учить смотреть в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого «Где …?».

-        Учить подражать голосовым (выразительным) интонациям взрослого: «чихать», «покашливать», «смеяться».

-        Учить оборачиваться на свое имя.

4. Социальное развитие

-        Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать е во время сосания.

-        Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.

5. Физическое развитие

-        Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.

-        Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.

-        Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.

-        Учить дотрагиваться руками до своего тела.

-        Учить тянуть руку к понравившейся игрушке

От 6 до 9 месяцев

1. Стимуляция познавательного развития

-        Продолжать развивать активные движения рук.

-        Совершенствовать восприятие предметов.

-        Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.

-        Формировать подражание действиям взрослого.

-        Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.

-        Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.

-        Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве.

 Сенсомоторное развитие

-        Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.

-        Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.

-        Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.

-        Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

-        Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.

-        Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.

-        Учить осознанно класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).

-        Учить проталкивать предметы (шароброс, дидактическая коробка).

-        Учить прокатывать предметы, толкать игрушку от себя.

-        Учит снимать предметы с опоры.

-        Учить рассоединять один или два предмета, состоящих из двух взаимосвязанных частей (вытаскивать грибки, втулки из отверстий, открывать матрешки).

-        Учить открывать коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.

-        Учить выполнять двухактные противоположные действия: выкладывание – вкладывание, снятие – нанизывание, рассоединение – соединение.        

2. Стимуляция эмоционального развития

-        Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.

-        Учить проявлять интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду в разных ситуациях.

-        Учить адекватно реагировать на резкий тон взрослого, при виде незнакомого человека, при неумении выполнить действие.

3.Речевое развитие

Понимание речи:

-        Учить поворачиваться в ответ на имя.

-        Учить реагировать на вопрос «Где …?» поворачиванием головы в сторону названного предмета.

-        Учить использовать указательный жест.

-        Учить по просьбе взрослого находить взглядом одну из трех игрушек.

-        Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку («Дай …»).

-        Учить понимать слова «ложись», «вставай», «на», «брось», «возьми» и др.

-        Учить понимать назначение отдельных предметов (чашка, лолжка, расческа и др.).

Активное воспроизведение звуков речи:

-        Учить повторять за взрослым слоги и звуки.

-        Учить подражать выразительным звукам (гудеть, лаять, мяукать и др.).      

4.                Социальное развитие

-        Учить тянуть руки к подносимой чашке, поддерживать чашку снизу двумя руками, направлять ее ко рту, пить.

-        Учить держать в руке ломтик хлеба, печенья, сушку, подносить ко рту, откусывать, обсасывать.

5. Физическое развитие

-        Учить быстро ползать в разных направлениях.

-        Учить влезать на четвереньках на подушку, возвышения.

-        Учить садиться из положения лежа.

-        Учить сидеть ровно самостоятельно.

-        Учить ложиться из положения сидя.

-        Учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя).

-        Учить подпрыгивать, держась за барьер.

-        Учить стоять при поддержке за одну руку.

-        Учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки.

-        Учить передвигаться приставным шагом, держась за опору.

-        Учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

От 9 до 12 месяцев

1. Стимуляция познавательного развития

-        Совершенствовать навыки исследовательских действий.

-        Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.

-        Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.

-        Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.

-        Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).

-        Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.

Сенсомоторное развитие:

-        Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.

-        Учить строить башню из двух кубиков.

-        Учить закрывать и открывать крышечки.

-        Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.

-        Учить подражать игровым действиям.

-        Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.

-        Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.

-        Учить вставлять меньший стаканчик в больший.

-        Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.

-        Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.

Развитие наглядно-действенного мышления:

-        Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».

-        Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.

-        Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).

-        Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.

-        Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).

-        Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.

-        Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.

2. Стимуляция эмоционального развития

-  Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.

  • Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.
  • Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.
  • Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.
  • Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.

3. Речевое развитие

Восприятие речи:

Формировать умение слушать и концентрировать внимание:

  • Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.
  • Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.
  • Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.

Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые        указания:

  • Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.
  • Оборачиваться, услышав своё имя.
  • Прерывать занятие, услышав строгое замечание.
  • Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.
  • Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).
  • Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.

Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

  • Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.
  • Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.

Понимание речи:

  • Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи …». Выполнять знакомые действия с игрушкой.
  • Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
  • Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».
  • Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).
  • Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья» когда кто-то уходит; когда уходит сам.
  • Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь:

  • Учить произносить 10-12 слов облегченно.
  • Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».
  •  Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.
  • Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.

4. Социальное развитие

-        Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.

-        Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).

-        Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.

-        Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.

-        Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.

-        Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.

-        Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.

-        Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течении 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.

-        Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».

1. Физическое развитие

-        Учить подползать под препятствие.

-        Учить вползать и сползать по наклонной поверхности.

-        Учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол.

-        Учить стоять без опоры.

-        Учить приседать, выпрямляться, наклоняться.

-        Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

-        Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

-        Учить подниматься на лесенку детской горки приставными шагами (с помощью взрослого).

-        Учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.

-        Учить подражать знакомым движениям взрослого, простым движениям сверстников.

поделиться в: