Развитие детей 0 - 1 года
От 0 до 3 месяцев
1. Стимуляция познавательного развития
- Способствовать установлению контактов с окружающим миром.
- Развивать координированные движения глаз.
- Вызывать поисковые предметно-направленные действия, связанные с установлением источника звука, при возникновении звуковых раздражителей.
- Вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь.
- Обогащать тактильную чувствительность рук.
Сенсомоторное развитие:
- Учить всматриваться в игрушку, следить взглядом за игрушками.
- Учить замечать игрушку в разных положениях (лежа на спине, животе с опорой на руки и предплечья, на боку, на руках у взрослого).
- Учить следить за перемещением крупных объектов (человека, животных).
- Привлекать внимание к звукам погремушки, учить поворачивать голову в сторону звука.
- Учить тянуть руки к подвешенным игрушкам, захватывать, притягивать, удерживать погремушки.
- Стимулировать кожную чувствительность.
2. Стимуляция эмоционального развития
- Учить улыбаться, двигаться при виде близкого человека, слыша его голос, рассматривая игрушку, в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.
- Учить привлекать к себе внимание улыбкой, движениями, криком.
- Привлекать внимание к говорящим людям, учить улыбаться в ответ на негромкие возгласы и различную мимику взрослого.
- Учить членораздельным звукоподражаниям в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки.
3. Социальное развитие
- Приучать к четкому ритму ночного и дневного сна.
- Учить пить губами с ложки воду.
- Формировать положительное отношение к водным процедурам.
4. Физическое развитие
- Учить удерживать голову лежа на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого.
- Учить двигать руками, ногами, выпрямлять их, хватать руками и удерживать игрушки, поворачивать голову в разные стороны.
- Учить приближать руки к лицу и рассматривать их.
- Учить поддерживаемым взрослым под мышки выпрямлять согнутые ноги, отталкиваться от опоры, опираться на всю ступню.
От 3 до 6 месяцев
1. Стимуляция познавательного развития
- Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.
- Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.
Сенсомоторное развитие:
- Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.
- Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.
- Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.
- Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).
- Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).
- Учить подражать движениям взрослого: похлопывать, стучать, сжимать, трясти игрушкой.
- Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.
- Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).
- Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.
- Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).
2. Стимуляция эмоционального развития
- Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша знакомую мелодию, веселым играм со взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!»)
- Учить смеяться, подражая смеху других людей; подражать мимике, голосовым интонациям взрослого.
3. Речевое развитие
- Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.
- Учить смотреть в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого «Где …?».
- Учить подражать голосовым (выразительным) интонациям взрослого: «чихать», «покашливать», «смеяться».
- Учить оборачиваться на свое имя.
4. Социальное развитие
- Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать е во время сосания.
- Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.
5. Физическое развитие
- Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.
- Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.
- Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.
- Учить дотрагиваться руками до своего тела.
- Учить тянуть руку к понравившейся игрушке
От 6 до 9 месяцев
1. Стимуляция познавательного развития
- Продолжать развивать активные движения рук.
- Совершенствовать восприятие предметов.
- Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.
- Формировать подражание действиям взрослого.
- Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.
- Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.
- Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве.
Сенсомоторное развитие
- Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.
- Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.
- Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.
- Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.
- Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.
- Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.
- Учить осознанно класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).
- Учить проталкивать предметы (шароброс, дидактическая коробка).
- Учить прокатывать предметы, толкать игрушку от себя.
- Учит снимать предметы с опоры.
- Учить рассоединять один или два предмета, состоящих из двух взаимосвязанных частей (вытаскивать грибки, втулки из отверстий, открывать матрешки).
- Учить открывать коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.
- Учить выполнять двухактные противоположные действия: выкладывание – вкладывание, снятие – нанизывание, рассоединение – соединение.
2. Стимуляция эмоционального развития
- Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.
- Учить проявлять интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду в разных ситуациях.
- Учить адекватно реагировать на резкий тон взрослого, при виде незнакомого человека, при неумении выполнить действие.
3.Речевое развитие
Понимание речи:
- Учить поворачиваться в ответ на имя.
- Учить реагировать на вопрос «Где …?» поворачиванием головы в сторону названного предмета.
- Учить использовать указательный жест.
- Учить по просьбе взрослого находить взглядом одну из трех игрушек.
- Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку («Дай …»).
- Учить понимать слова «ложись», «вставай», «на», «брось», «возьми» и др.
- Учить понимать назначение отдельных предметов (чашка, лолжка, расческа и др.).
Активное воспроизведение звуков речи:
- Учить повторять за взрослым слоги и звуки.
- Учить подражать выразительным звукам (гудеть, лаять, мяукать и др.).
4. Социальное развитие
- Учить тянуть руки к подносимой чашке, поддерживать чашку снизу двумя руками, направлять ее ко рту, пить.
- Учить держать в руке ломтик хлеба, печенья, сушку, подносить ко рту, откусывать, обсасывать.
5. Физическое развитие
- Учить быстро ползать в разных направлениях.
- Учить влезать на четвереньках на подушку, возвышения.
- Учить садиться из положения лежа.
- Учить сидеть ровно самостоятельно.
- Учить ложиться из положения сидя.
- Учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя).
- Учить подпрыгивать, держась за барьер.
- Учить стоять при поддержке за одну руку.
- Учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки.
- Учить передвигаться приставным шагом, держась за опору.
- Учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.
От 9 до 12 месяцев
1. Стимуляция познавательного развития
- Совершенствовать навыки исследовательских действий.
- Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.
- Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.
- Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.
- Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).
- Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.
Сенсомоторное развитие:
- Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.
- Учить строить башню из двух кубиков.
- Учить закрывать и открывать крышечки.
- Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.
- Учить подражать игровым действиям.
- Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.
- Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.
- Учить вставлять меньший стаканчик в больший.
- Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.
- Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.
Развитие наглядно-действенного мышления:
- Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».
- Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.
- Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).
- Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.
- Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).
- Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.
- Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.
2. Стимуляция эмоционального развития
- Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.
- Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.
- Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.
- Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.
- Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.
3. Речевое развитие
Восприятие речи:
Формировать умение слушать и концентрировать внимание:
- Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.
- Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.
- Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.
Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания:
- Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.
- Оборачиваться, услышав своё имя.
- Прерывать занятие, услышав строгое замечание.
- Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.
- Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).
- Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.
Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:
- Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.
- Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.
Понимание речи:
- Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи …». Выполнять знакомые действия с игрушкой.
- Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
- Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».
- Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).
- Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья» когда кто-то уходит; когда уходит сам.
- Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.
Активная речь:
- Учить произносить 10-12 слов облегченно.
- Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».
- Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.
- Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.
4. Социальное развитие
- Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.
- Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).
- Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.
- Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.
- Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.
- Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.
- Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.
- Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течении 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.
- Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».
1. Физическое развитие
- Учить подползать под препятствие.
- Учить вползать и сползать по наклонной поверхности.
- Учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол.
- Учить стоять без опоры.
- Учить приседать, выпрямляться, наклоняться.
- Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.
- Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.
- Учить подниматься на лесенку детской горки приставными шагами (с помощью взрослого).
- Учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.
- Учить подражать знакомым движениям взрослого, простым движениям сверстников.