РУС БЕЛ ENG

Советы психолога "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.  

    Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

    Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. 

     Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность.  Пребывание  на  воздухе  способствует  повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо неблагоприятных условии. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. (Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.) Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. 

    Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями. 

      Памятка для родителей "Психологическое здоровье дошкольника"

1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. 

2. Правильно организованный режим дня - домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

3. Полноценное питание - включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

4. Закаливание ребенка в условиях семьи.

5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.

6. Важно помнить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, так что не лишайте ребенка детства.

При создании благоприятного психологического климата в семье необходимо:

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:

- слушайте своего ребенка; 

- проводите с ним как можно больше времени; 

- делитесь с ним своим опытом; 

- рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах. 

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под воздействием стресса и Вас легко вывести из равновесия: 

3.Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. 

4.Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником. 

Если: 

• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; 

• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым; 

• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным; 

• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя; 

• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины; 

• Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; 

• Ребёнок растёт в честности, он учится понимать других; 

• Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; 

• Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным; 

• Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире; 

 Как следует себя вести в тот момент, когда ребёнок капризничает?

1.Ребёнка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Взрослые отвлекают плачущего малыша чересчур прямолинейно, а потому и бесполезно:»

Вон смотри, какой мальчик….», « А вот собачка бежит….». Малыш отлично понимает, что его пытаются обмануть. 

Попробуйте «сыграть» в отвлечение. Сделайте вид ,что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Хорошо, если это будет действительно что-то новое для ребёнка, например, монетка, шарик или какая- нибудь вещичка. Когда ребёнок без видимой причины начнет капризничать - сделайте вид, что поглощены рассматриванием предмета, Удивленно рассуждайте сами с собой: «Интересное колечко. Точно помню, что когда выходила из дома, камушек на нем был синий, а теперь он красный. Может он, побывав в темноте, в кармане изменил цвет? Ну-ка ты, Маша, положи в карман, а потом вытащи- какой он станет?» 

2.Используйте положительные просьбы. Если вы потребуете от ребёнка, чтобы он перестал кричать, скорее всего результат будет нулевым. А вот если вы попросите его подойти к вам, вполне вероятно, что малыш послушается. 

3.Дети не умеют контролировать свои эмоции, потому что не могут дать точное определение своим переживаниям. Помогите им в этом. Выразите чувства ребёнка словами: «Наверное, тебе очень хотелось машинку, и теперь ты злишься, потому что не получил её». После этого объясните ему, что выражать эмоции в открытой форме не всегда допустимо: « Я тебя понимаю, но это не значит, что ты можешь визжать и топать ногами на улице» И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым чревато плохое поведение. Скажите ему, что если он немедленно не прекратит так себя вести, то будет наказан. 

4.Эффективный способ остановить истерику - пятиминутный тайм-аут. Посадите ребёнка на стул, стоящий около стены, так чтобы в поле зрения ребёнка не оказалось ничего интересного. Если он не захочет сидеть, отведите его в другую комнату и закройте дверь, убедившись в том , что он не сможет причинить себе вреда. Оставшись наедине с собой, малыш как правило справляется с истерикой. 

5.Ещё один способ успокоить кричащего ребёнка – присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рёва, к хныканью и шмыганью носом. Эффект от подобного «хорового пения» основан на склонности детей к подражанию. 

Неосознанно имитируя вас, малыш успокоится. 

6. Многие дети имеют скверную привычку биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Подобное поведение – притворство или провокация, а потому не стоит обращать на него внимания. Даже у самого маленького ребёнка в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так что такими действиями малыш не причинит себе вреда. Лучший способ отучить от этой привычки – игнорировать. 

7. Если каприз ребёнка выражается в нытье, скажите ему: «Когда ты ноешь и хнычешь, я не понимаю ни слова из этого, что ты хочешь мне сообщить. Давай поговорим позже, когда ты успокоишься». Как только это произойдёт, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по этому поводу: «Ну, вот, наконец-то мы можем поговорить нормально». 

8. Отмечайте и поощряйте все поступки, заслуживающие одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Так ребёнок поймёт, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытьё и капризы. 

9. Заметив, что ребёнок начал плакать, ныть или как-то по другому выражать свое недовольство с целью получения выгоды, действуйте по обычному сценарию. Не обращайте внимания, игнорируйте. Если вы чувствуйте, что не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в другую комнату. Лишившись общества, малыш поймёт, что капризничать бессмысленно. 

10. Если ребёнок устраивает сцену на улице, не стыдите его и не наказывайте. Это жестокость в чистом виде. Особую боль ребёнку доставляет не шлепок, а раздраженность папы или мамы, которую он ощущает. Это для маленького человека самое горькое. Замечали, как после шлепка плач становится более отчаянным? Это реакция не на удар, а на раздражённость. 

11. Кроме того, очень важно, чтобы все члены семьи научились бороться с детскими капризами. В противном случае ребёнок очень быстро поймёт, что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых  проблем получить от мамы, а уж и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно выполнит его желание. 

 Как НЕ надо вести себя родителям ребёнка 

1.      Не надо постоянно ругать и наказывать ребёнка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

2.      Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3.      Не надо пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребёнка может повыситься чувство ответственности.

4.      Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это чуть позже приведёт или к безразличию ко всему, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. 

Как любить своего ребёнка 

Правило первое. Уметь слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребёнка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребёнком так, как бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство. 

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление. 

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для подражания каждый день. 

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других. 

      Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, ­­- но ещё труднее теорию воспитания применить на практике, да ещё к собственному ребёнку.

Успехов вам!

 

Практические советы родителям

"Растем, развиваемся, познаем".

Стимуляция пяти чувств

   Прежде чем приступить к освоению тех или иных упражнений с Вашим малышом, прислушайтесь к некоторым нашим советам:

·        Ваше общение с ребенком должно всегда носить характер игры.

·        Начинать игру нужно только тогда, когда и вы, и ребенок находитесь в соответствующем расположении духа. Взаимодействие с раздраженной матерью может нанести ребенку только вред, поэтому в общении с малышом старайтесь быть веселыми ласковыми и внимательными. Общаясь с ребенком, Вы должны учитывать не только степень его физической и психической готовности к выполнению предлагаемого вами действия, но и его состояние, настроение и желание играть с Вами. Помните о том, что ребенок в этом возрасте быстро переутомляется. Вы должны быть готовы в нужный момент прекратить игру или заменить ее на новую, более интересную для него.

·        Вы должны творчески подходить к выбору игр. Здесь приведены лишь "стратегические линии" взаимодействий с малышом, примеры того, как достаточно простыми способами можно достигнуть комплексного воздействия на развитие ребенка. Разнообразьте игры в соответствии с Вашими возможностями, желаниями малыша, особенностями его индивидуального развития.

·        Обязательно сопровождайте все Ваши игры с малышом речью: разговаривайте с ним, комментируйте свои действия, пойте ему песенки, читайте стихи и т.п.

 

«Разные возможности – равные дети»

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

    Пожалуйста, помните, что:

·        "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

·        Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

·        Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

·        "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

·        У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

    Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

·        Преодолевайте страх и отчаяние

·        Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

·        Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

·        Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

·        Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

·        Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

·        Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

·        Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.

·        Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.

·        Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.

·        Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.

o   Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.

o   Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку.Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.

o   Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

o   Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ

СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

Как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. М.Беркович

 

Методическое пособие для специалистов и волонтеров,

работающих с детьми и взрослыми с ТМНР

(тяжелыми множественными нарушениями развития).

 

  В новой книге Мария Беркович делиться своими размышлениями о том, «что такое контакт и диалог, а если шире — отношения с человеком, который не умеет общаться так, как мы.» 

«Эта книга — результат моего профессионального опыта. Я не ставила перед собой цель написать научный труд, мне хотелось живого разговора и совместных размышлений. Я вспоминала людей с тяжелыми нарушениями, с которыми мне посчастливилось познакомиться, — некоторых из них уже нет, и мне важно было снова мысленно увидеть их. Мои ученики дали мне очень много, и я думала о них с любовью и благодарностью.

Итак, давайте начнем. Вот он перед нами — ребенок с тяжелыми множественными нарушениями. Он не может двигаться и говорить, не видит и не слышит. А может быть, он ходит из угла в угол или кружится на месте, не обращая на нас никакого внимания. Или погружен в стереотипную игру — перебирает разноцветные кубики, крутит перед глазами шнурок, переливает воду из чашки в чашку. Или — и это нас очень пугает — бьет себя по голове, кусает руку, кричит. Может быть, несколько раз в день у него случаются судороги, и мы не понимаем, как ему помочь.

Как установить контакт с человеком, настолько не похожим на нас? Может ли этот ребенок общаться? Если да, то как?

Этот вопрос начал волновать думающих педагогов давно. Сто лет назад Екатерина Грачева, основательница первого в России приюта, принимающего детей с тяжелыми множественными нарушениями, записала в своем дневнике: «Говорят, что у меня слишком много затей: дети сыты, живут в чистоте и тепле, не обижены, чего же больше? Разве это все, что нужно человеку? Но что и как? Увы! Я не знаю и некому меня научить!»

До сих пор у нас в стране существуют огромные интернаты и детские дома, в которых дети с тяжелыми нарушениями не получают ничего, кроме элементарного ухода. Качество этого ухода и сейчас остается крайне низким, но постепенно, благодаря требованиям благотворительных организаций, условия жизни в закрытых учреждениях начинают меняться к лучшему. К несчастью, главный принцип, лежащий в основе этой системы, остается неизменным: «Сыты, одеты, помыты? Чего же еще? Все равно они (люди с тяжелыми нарушениями) ничего не понимают!»

Заботиться о людях, которые не могут сообщить о своих потребностях, — огромная ответственность, — говорит шведский ученый и общественный деятель Карл Грюневальд. Эта идея заложила основы для развития альтернативной коммуникации. Человек с тяжелыми нарушениями — это не объект ухода, а личность, которую нужно слышать. Необходимо дать людям с проблемами коммуникации инструмент, с помощью которого они могли бы общаться с нами. Любой человек может сообщить о своих потребностях, если мы будем чуткими к его сигналам. Кто-то научится использовать карточки, жесты или слова, а для кого-то способом коммуникации станут дыхание, звуки или еле заметные движения.

Уметь сообщать о своих потребностях очень важно, но человеческое общение к этому не сводится. Давайте подумаем — что значит быть человеком среди людей? Что такое диалог с другим человеком? Болтать о всякой ерунде, смеяться, радоваться друг другу, делать открытия, ссориться, молчать вместе. Видеть, что кто-то разделяет наши интересы. Знать, что мы для кого-то важны. Чувствовать внимание и уважение к нам.

Общаясь с людьми, имеющими тяжелые нарушения развития, я поняла: то, что составляет суть, ткань человеческой совместности, доступно любому. Все могут радоваться, чувствовать себя понятыми, получать удовольствие от диалога. Никакие нарушения не могут помешать человеку быть с другими людьми.»

 

Причины детского суицида. Его профилактика

       К сожалению, даже в современной жизни, которая крайне богата различными происшествиями – конфликтными разборками, несчастными случаями, стихийными бедствиями – порой встречаются такие события, которые способны повергнуть в шок самых опытных медиков и следователей. К таким происшествиям относится детский суицид.

 Суицид – это умышленное лишение себя жизни.

             Ребенок является олицетворением начала жизни, перед ним лежит большое количество самых различных дорог и возможностей, ему еще только предстоит познать все то, что готова предложить человеку жизнь. Детская смерть, пожалуй, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью от тяжелых заболеваний волей – неволей приходится мириться и принимать ее, то смерть в результате суицида всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность -  добровольный уход из жизни ребенка или подростка.

 Детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада.

 

Возраст детей, совершающих попытку суицида.

            Статистика самоубийств показывает, что обычно попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких детей не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. До 3-х лет ребёнок ещё не имеет границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает мёртвое и живое. У него нет представлений о времени, о будущем, а значит, и о смерти. Если в течение первых лет жизни ему приходится сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие в связи с этим представления и эмоции лишь отражают реакции на смерть значимых для него людей, особенно матери.

У дошкольников некоторые представления о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они считают смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности прекращения собственной жизни.

            И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации. Детская психика настолько ранима, что ребёнок может свести счёты с жизнью из – за конфликта с родителями или после очередной воспитательной беседы.

 

Причины детского суицида.

             Важно понимать, что суицидальное поведение – это не только крик о помощи. Это в какой – то мере ответ на глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по – настоящему важно и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить. Ведущим фактором подростковых суицидов является преобладание чувств безнадёжности и беспомощности.

            Среди людей очень широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, которые страдают различными психическими заболеваниями. На самом же деле это совершенно не так. Подавляющее большинство самоубийств совершается абсолютно психически здоровыми людьми, которые очень четко отдают себе отчет в своих действиях.

Как правило, причинами суицида становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку зачастую кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем, взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.

 

Проблемы, которые наиболее часто становятся причиной самоубийств.

 1. Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.

2. Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.

3. Смерть кого – либо из близких родственников.

4. Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.

5. Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.

6. Затяжное депрессивное состояние подростка.

7. Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.

8. Игровая зависимость и зависимость от интернета.

 9. Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.

10. Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.

Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида зачастую помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящим в поведении ребенка. Зачастую первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно.

 

Симптомы детского суицида.

                Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид.

1. Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.

2. Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

3. Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

4. Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.

5. Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.

6. Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

7. Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям, близким.

8. Физические жалобы, жалобы на боли внутри, энурез.

9. Резкое изменение настроения, эмоциональная неуравновешенность, аффективные реакции.

10. Обсуждение способов суицида, поиск одобрения самоубийц.

11. Прямые угрозы покончить с собой.

 

Действия родителей по профилактике детского суицида.

               Если хоть что-то в поведении вашего ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Бейте тревогу! Не ждите, что всё пройдёт само собой. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте. Ведь, возможно, ваши сын или дочь стоят уже у самого края. И уж ни в коем случае постарайтесь не совершить роковой ошибки – нечаянно подтолкнув собственного ребёнка в адскую пропасть только оттого, что его трагедия показалась вам маленькой, несущественной. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Психологами доказан тот факт, что зачастую подростки совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хотят умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.

 

Действия родителей при попытке суицида

                   Если все же предотвратить несчастье не удалось, и ребенок совершил попытку суицида, родители должны принять комплекс срочных мер. Разумеется, первым вашим чувством будет испуг и облегчение от того, что жизнь ребенка все же удалось спасти.

 1. Не скрывайте свои чувства от ребенка под маской равнодушия и уж тем более гнева.     Ребенок должен чувствовать, что вы очень любите его и дорожите им.

2.Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно.

3.Следите за эмоциональным состоянием ребенка, попавшего в беду. Зачастую взрослые, зрелые люди далеко не всегда в состоянии совладать с собственными эмоциями. Что уж говорить о неокрепшей психике подростка.

4.Ни в коем случае не конфликтуйте с ребенком, не обвиняйте его ни в чем. Постарайтесь понять вашего ребенка, войти в его положение и помочь ему. В том случае, если ребенок будет ощущать вашу помощь и поддержку, он наверняка не станет больше пытаться свести счеты с жизнью.

 

             Рекомендации родителям по       профилактике детского суицида.

 1.Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.

2.Не обижайте ребёнка, не унижайте, не наказывайте.

3.Доверяйте ему и воспринимайте, как самостоятельную личность со своим мнением и желанием.

4.Загляните в глаза ребёнка, который рядом с вами.

5.Как можно чаще ведите с ребёнком «разговоры по душам».

6.Общение с ребёнком ведите на позитиве.

7.Создавайте «ситуацию успеха» для ребёнка.

 8.Повышайте самооценку ребёнка, ведь заниженная самооценка ведёт к тревожности, замкнутости, неуверенности, комплексу неполноценности.

9.Чаще улыбайтесь, дарите радость детям.

10.Любите и дорожите своим ребенком.

11.Чаще обнимайте своего сына и дочь.

12.Покажите своему ребёнку, что он вам небезразличен, пусть он почувствует себя любимым. Убедите его, что безвыходных ситуаций не бывает, что все беды – временны! И вы всегда будете с ним рядом.

 

              Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от нас зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет.

             Ведь дети – тонкие и хрупкие одуванчики, которые так легко превратить в голые былинки! Они – наше будущее! Встанем же на их защиту! Будем помощниками и опорой для них!

 

 

Как не надо хвалить ребёнка

 

1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".

 

2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

 

3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.

 

 

ВАЖНО ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ!!!!!

 

КАК ПОНЯТЬ, СЛЫШИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Если ребенок до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание погремушкой, колокольчиком (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4-х месяцев — не реагирует на звучание хотя бы одной из игрушек или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то пора к ВРАЧУ-СУРДОЛОГУ. Ведь для вашего малыша важно, чтобы его проблему со слухом заметили как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.

КАК ПОНЯТЬ, ВИДИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Уточнить возможности зрительной функции малыша можно также в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз ребенка.

Если ребенок не тянется к ним, а в ситуации бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. В данном случае необходима дифференциальная диагностика и консультация ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА. 

 

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК

В РАЗВИТИИ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ?

Понаблюдайте, может ли ваш ребенок:

·       к 4 неделям — удерживать голову в положении на животе;

·       к концу 3-го месяца — лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья;

·       к 3-4 месяцам — исчез ли повышенный тонус в мышцах;

·       к 6 месяцам — может ли ребенок свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину;

·       к 7 месяцам -ползает (много, быстро, в разных направлениях);

·       к 8 месяцам — может ли сам садиться, сидеть и ложиться, может сам встать, стоять, опускаться, придерживаясь руками за барьер, переступать, держась за барьер;

·       к 12 месяцам — стоит самостоятельно, делает первые шаги;

·       к 1 году 3 месяцам — может свободно пройти 20 шагов;

·       к 1 году 6 месяцам — может свободно бегать;

·       к 1 году 9 месяцам — может свободно ударить по мячу без поддержки за руки.

При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА.

 

Есть повод для беспокойства, если:

·       ваш малыш к 8 месяцам не делает даже слабых попыток ползти, не приподнимается на ручках, не пробует двигаться вперед, а лежит, какие бы вы ему игрушки ни предложили;

·       если кроха остановился на раскачивании на четвереньках и никак не может перейти к следующему этапу — удерживая живот, сделать хотя бы несколько движений вперед (или назад);

·       если ваш малыш после многократных попыток ползти делает это как-то странно: на спине, по-пластунски, боком, совсем не поднимаясь на ручках.

 

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:

·       в 2-4 месяца появляется гуление;

·       в 5-8 месяцев ? лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);

·       в 10 месяцев ? подражание новым слогам, которые слышит ребенок;

·       в 1 год ? первые слова-обозначения;

·       в 1 год 6 месяцев ? подражает взрослому, произнося простые слова;

·       2 года ? в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ? 

Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:

·       выраженное нарушение тонуса;

·       трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);

·       закрывание ушей и закрепление при этом стереотипов (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);

·       закрывание глаз;

·       сильная реакция на какой-либо предмет, действие;

·       ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);

·       отсутствие исследовательской активности {не изучает предметы, нет вопроса «почему?»);

·       длительное наблюдение за движущимися предметами;

·       ребенок не стремится навстречу, когда к нему наклоняется кто-либо:

·       сверхсерьезность;

·       не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;

·       отсутствует эмоциональное заражение;

·       самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя); отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;

·       отсутствие подражания;

·       слова не привязывает к ситуации;

·       ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.

Дети группы риска!

 

Педиатры выделяют несколько групп детей, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные отклонения в развитии.

Это:

·        недоношенные дети;

·        дети, которых переносили;

·        дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и т.д.);

·        дети, у которых мамы страдали токсикозом беременности;

·        дети с врожденными пороками развития;

·        дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму;

·        дети с гемолитической болезнью новорожденного;

·        дети, которых лечили препаратами с ототоксическим действием (антибиотиками аминогликозидного ряда);

·        дети, в чьих семьях высокий риск наследственных заболеваний, связанных с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

·        дети, перенесшие детские инфекции с тяжелым течением болезни {грипп, паротит, скарлатина, корь и др.);

·        дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации;

·        дети, получившие при рождении низкие балы по шкале Апгара.

 

Неблагополучие, если оно есть, важно заметить уже в 3-4 месяца жизни ребенка. 

Реализовать квалифицированный и планомерный подход к развитию и воспитанию такого ребёнка помогут специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации через оказание ранней комплексной помощи.

 

 

Для родителей

Воспитываем внимание ребёнка

 

    Какой ребёнок в своё время не обвинялся родителями в невнимательности?! «Он всё знает, только не хочет, он такой невнимательный!», - говорят мамы и папы о своём резво скачущем малыше. А он не может усидеть на месте, сосредоточится, когда этого требует задание в детском саду. В основе такого поведения лежат важные и сложные процессы нервной деятельности, они далеко не всегда легко управляются по желанию родителей, педагогов либо самого ребёнка.

Чтобы хорошо представлять себе, что такое внимание, надо последовательно представлять себе, стадии его развития. Считается, что таких стадий, которые должны пройти дети всего шесть. Желание перескочить через какую-либо из этих ступенек нарушает естественный ход развития ребёнка и практически не приносит желаемых результатов.

Будьте последовательны в воспитании такого важного процесса как внимание.

  1 – стадия очень рассеянного внимания. Это норма для ребёнка первого года жизни. Он легко заглядывается на любой источник интереса, легко отвлекается на новые звуки и игрушки.

Если ребёнок старше одного года не выходит из этой стадии, родителям стоит внимательнее присмотреться к малышу.

 Как помочь? Подбор игрушек и занятий должен осуществляться с учётом ребёнка. Если он любит мячи, значит в совместные игры включите перебрасывание, подбрасывание, метание, забрасывание в корзину, верчение мяча и другое. Главное, чтобы малыш сосредоточился на этой игре как можно дольше (хотя бы 4-5 минут без отвлечений). Этому поможет привлечение внимания репликами «Посмотри, как я делаю!..», «Послушай меня!...» Можно сопровождать эти реплики лёгким прикосновением, подержать игрушку перед личиком ребёнка, легко повернуть головку в свою сторону, вложить игрушку ему в ручку. Если ребёнок не прекращает «ёрзать», возможно взять его на руки и ласково придерживать до успокоения. Игра должна быть короткой и успешной, сопровождаемой похвалой. Когда ребёнок начинает выдерживать одно занятие с одной игрушкой, нужно приготовить вторую игрушку, но вынимать её только тогда, когда первое занятие закончится.

  2-я - стадия фиксированного внимания. На втором году жизни ребёнок может на чём-то сосредоточится по своему выбору, часто не допуская вмешательств посторонних, желающих что-либо сделать по-другому. Иногда детей на этой стадии называют упрямыми, но это ненамеренное поведение, скорее показатель нормального развития. Но стоит проявить бдительность, если малыш подолгу монотонно манипулирует одной игрушкой, не захватывается новыми играми, равнодушен к происходящему рядом. В данном случае взрослым необходимо помогать ребёнку переключаться, привлекая его внимание новыми игрушками и забавами, научить его играть по-другому, по-новому.

  3-я – стадия гибкого одноканального внимания. Она начинается в 2-3- года. В этом возрасте малыш уже способен отрываться от своего занятия в ответ на обращение к нему и затем продолжать заниматься своими делами. В этом возрасте ребёнок может не понимать, что обращаются именно к нему, если взрослый находится на некотором расстоянии, а целая группа детей не будет понимать воспитателя, если он обращается сразу ко всем. Поэтому следует сразу привлечь внимание двухлетнего ребёнка, а после говорить для него.

 

4-я стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети всё больше могут переключаться с одного объекта на другой.

Малыш уже может оторваться от одного занятия, чтобы взглянуть, послушать, а потом продолжить прерванное дело. Если он очень поглощён своей игрой, то может не осознавать, что к нему обращаются, а в некоторых случаях предпочитает не слушать.

  5-я стадия начало двухканального внимания. От 4-х до 5-ти лет ребёнок способен говорить и показывать (делать) что-либо. Или слушать инструкции не отрываясь от своих малышовых дел. Но если занятие или инструкция сложные, он будет сосредотачиваться на чём-либо одном. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок услышал всё, что вы ему говорите, дождитесь, пока он закончит предыдущее задание, а потом говорите следующее. На этой стадии возрастает способность ребёнка обучаться в группе и понимать, что задание, которое дали всем, касается каждого.

  6-я стадия сложившегося двухканального внимания. К 6-ти годам у детей появляется произвольное внимание. Они могут дольше  фиксироваться на двух объектах, хорошо обучаются в группе и сохраняют внимание на задании с целью его окончания, что является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

 

  Теперь следует определить, на какой стадии развития находится внимание вашего ребёнка. Это будет отправной точкой для выбора тактики вашего общения с ним и подбора подходящих развивающих занятий. Самим родителям весьма сложно справиться с этим, не затягивайте, посоветуйтесь с психологом либо дефектологом. 

  Следует помнить всем взрослым: для того, чтобы наладить хорошее взаимодействие и понимание с малышом, необходимо учитывать не только его возрастные особенности, предпочтения в игре (деятельности), а также с уважением и терпением относится к его настроению и интересам. Тем самым Вы будете воспитывать не только внимание малыша, но и сохраните его хорошее самочувствие и доброе отношение к Вам.  

Умеем ли мы говорить с нашими детьми

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым.

Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не складывается, то давайте вместе порассуждаем, отчего так происходит.

 Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег. И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит?

Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.

 

Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, и подростках.

 

1. Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они

·    находятся в постоянном движении;

·    отличаются романтической привязанностью к родителям;

·    не делают различий между реальным миром и миром фантазий;

·    стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;

·    пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек";

·    испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;

·    интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?";

·    из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.

 

Как следует общаться с ребенком:

·    жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;

·    помогайте ребенку все делать самому;                             

·    проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить;

·       растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;

·    наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;

·       на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.

Никогда

·    не опекайте ребенка излишне;

·    не заостряйте внимания на детских ссорах;

·    не используйте угрозы для достижения результата;

·    не наказывайте за качества личности, а только за действия;

·    не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!

 2. У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны:

·    копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим;

·    буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;

·    стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей;

·    формирование первоначальных представлений о собственных правах;

·    повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками;

 

Как следует с ребенком обращаться

·    помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний;

·    дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;

·    узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями;

·    аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите";

·    обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.

 

Никогда

·    не ревнуйте к авторитету учителя;

·       не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;

·       не давайте негативных оценок личности или характера ребенка;

·       не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;

·       не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.

3. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

·       тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

·       частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;

·       повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;

·       стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;

·       отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной; падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

·       демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

·       помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;

·       выделяйте деньги на карманные расходы;

·       в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;

·    объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;

·       учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;

·    будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда

·       не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;

·       не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;                                

·       не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;

·       не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;

·       не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;

·       не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;

·       не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.